Краткий исторический очерк развития железобетона


Бетон, как строительный материал, был известен еще в древние времена. Это сегодня уже есть множество специальных инструментов, которыми выполняются сложные работы по этому материалу, например резка бетона. А вот в Риме данный материал применялся для возведения стен, строительства дорог, возведения виадуков и прочих сооружений , его изготовливали из вулканического песка, собранного со склонов Везувия. Знаменитая Аппиева дорога, всемирно известный купол Пантеона, пролетом свыше сорока метров, Великая китайская стена возведены с применением бетона. В средние века секреты древних строителей были забыты.
В 1797 году Д. Паркер из глины и извести получил романцемент (римский цемент). Джозеф Аспдин получил патент 21 октября 1824 года на изобретение портландцемента. В это же время в России похожий цемент был изобретен Е.Г. Челиевым и примерно в это же время начал использоваться в строительстве для изготовления массивных конструкций.
В 1999 году Франция и мировое сообщество отметили 150-летие изобретения железобетона. В 1849 году Жан Луи Ламбо получил патент на замену дерева железобетоном в конструкциях, подверженных увлажнению.
Длительное время изобретателем этого популярного строительного материала считался Жозеф Монье, садовник из Версаля. В 1867 году он взял патент на железобетонные цветочные ящики. В последующем Монье получил в разных странах патенты на шпалы, балки, трубы, мосты.
Освоение железобетона шло одновременно во многих странах: Франции, Германии, Англии, США, России. Вайс и Баушингер (Германия) провели первые испытания железобетона, Геннебик (Франция) предложил здание, выполненное полностью из железобетона, Кенен предложил ставить арматуру в растянутую зону и разработал первые формулы для расчета железобетонных конструкций.
Железобетон в России развивался самостоятельно, коммерческое руководство и капиталы часто были иностранными, а техническое руководство - русским. Профессор Н.А. Белелюбский в 1891 году провел публичные испытания железобетонных конструкций в Петербурге. С 1898 года разрешено применять железобетон при строительстве железных и шоссейных дорог. Из старых построек известны переходные мостики в московском Гумме, запроектированные А.Ф. Лолейтом в 1892 году, маяк в Николаеве, построенный из железобетона в 1904 году. К началу века относятся построенные из этого материала в Томске - спичечная фабрика, элеватор, мост через Ушайку и др.