Текущий ремонт обмоток двигателей
В процессе эксплуатации электрических машин, со временем нарушается изоляция обмоток. Процесс необходимых изменений структуры и химического состава изоляции называется старением, а ухудшение изоляционных характеристик – износом.
Причины выхода из строя обмоток
- Главной причиной разрушения изоляции машин низкого напряжения является воздействие температуры. Когда происходит температурное расширение изоляционных материалов, их структура ослабевает, появляются внутренние механические напряжения.
- С течением времени обмотка загрязняется пылью из окружающей среды, маслом от подшипников, а также угольной пылью, во время работы щёток. В металлургических и угольных цехах пыль очень лёгкая и мелкая, она беспрепятственно попадает вглубь машин, в те места, которые на первый взгляд кажутся труднодоступными. Пыль образовывает проводящие мостики, со временем вызывающие перекрытие или пробои на корпусе.
- На начальных периодах эксплуатации, пропиточных лак отлично цементирует обмотку, пока не происходит его теплового старениея, и он не начинает подвергаться действию вибрации. Так как в результате потери механической устойчивости и эластичности, изоляция теряет свойства противостояния вибрации и ударам, а также проникновению влаги, неодновременным тепловым расширениям стали, меди, изоляционных материалов. Тепловое воздействие приводит к усадке изоляции и в результате к ослаблению креплений крепёжных конструкционных деталей: катушек, клиньев, вкладок. В результате, при относительно слабых механических воздействиях происходит повреждение обмотки.
Текущий ремонт обмоток электродвигателей начинается с очистки наружной поверхности и доступных внутренних частей от пыли посредством сухой салфетки, щётки или пылесоса.
Машину разбирают. Во время осмотра, крепления лобовых частей, бандажей и клиньев проверяются на прочность. Обнаруженные неисправности подлежат устранению.
Также осматривают обмотки, продувают их сухим сжатым воздухом, в случае необходимости протирают салфетками, предварительно смоченными в бензине. Если покрытие обмотки не соответствует нормам, то обмотку сушат и накладывают слой эмали. Причём, не рекомендуется покрывать обмотку толстым слоем, иначе это отразится на качестве охлаждения машины.
Качество ремонта необходимо проверить замером сопротивления до и после ремонтных работ.
Как правило, при текущем ремонте не ремонтируют, а только осматривают короткозамкнутые обмотки асинхронных двигателей. Если обнаружена неисправность, роторы подлежат капитальному ремонту.