Художники в современном мире

Созданный Захой Хадид "Контейнер" для современного искусства со стеганой сумкой Chanel в центре объехал полмира и собрал работы двадцати художников из Японии. Кореи, Франции. Бельгии и США. "Эта выставка - логическое продолжение вклада мадемуазель Шанель в искусство". - говорит о проекте Mobile Art президент Дома Chanel Бруно Павловски. На фото - инсталляция французского скульптора Фабриса Ибера под названием Comfortable. Во время пресс-конференции он заявил,что ни в коем случае не считает Mobile Art рекламным проектом: "Здесь куда больше свободы, чем на музейных выставках". Такие картины запросто впишутся в любой дизайн интерьера.

Японская художница Табаимо поместила в"Контейнер" Chanel четырехминутную видеоинсталляцию, во время которой на стены огромного колодца проецируются анимационные изображения. По задумке автора они должны раскрывать секреты, таящиеся в глубине философии Chanel.

Сближает объекты чистого искусства с дизайном, в котором между творцом, родившим идею, и ее воплощением находится множество переходных звеньев. Как не уста-1 ет повторять кронпринц современного искусства Дэмиен Херст: "Художник не должен уметь рисовать, он должен уметь думать". Времена пуристов, собственноручно перетиравших краски для своих картин, давно канули в Лету, и нынешние деятели искусства по ним не слишком плачут. Их вполне устраивает близость к промышленному дизайну, ведь, как ни крути, в нем масса легких возможностей для самовыражения. Да и в мире шоу-бизнеса они чувствуют себя очень уверенно: сопровождать любую выставку грандиозным перформансом - хороший тон.

Аренды, в свою очередь, получают достаточные дивиденды от поддержки искусства. С одной стороны, соседство с громкими именами независимости. мы творцов не вредит имиджу, с другой - владельцы многих корпораций являются верными поклонниками современного искусства, часто собирают собственные коллекции. И наконец, существует прямая коммерческая выгода. Во многих странах налоговый кодекс предполагает большие льготы для организаций, занимающихся благотворительной деятельностью.

Лучше всего дела обстоят во Франции: здесь компаниям позволяется вычитать до шестидесяти процентов от суммы взноса в пользу любой социальной сферы, включая культуру, из суммы подоходного налога (но не больше пяти процентов от годового оборота компании). Двенадцать лет назад в России тоже был разработан проект федерального закона "О меценатах и меценатстве". Он поощрял бы будущих дарителей даже больше, чем французский, потому что оговоренные там проценты не зависели от прибыли. Но пока Государственная дума не приняла законопроект и даже не ввела в свой лексикон понятие "меценат". Все, что делается сейчас в России в области корпоративного спонсорства искусства, происходит по частным договоренностям и довольно хаотически. Но на примере Третьей Московской биеннале современного искусства.