Автомобильный домкрат. Подъем без переворота.

Автомобильный домкрат - Подъем без переворота.

Новый автомобиль, при всех его достоинствах, не всегда средство передвижения. На дороге и в гараже хватает ситуаций, когда любимый Росинант превращается в недвижимость буквально. В зависимости от места произрастания верхних конечностей, автолюбитель либо устраняет досадную помеху самостоятельно, либо обращается к специалистам. И в том и в другом случае отдельные виды ремонта предполагают подъем авто выше его обычного уровня. В этом деле поддержку нам оказывают домкраты. О видах домкратов, их достоинствах и недостатках - этот материал.

На сегодняшний день автомобильное человечество располагает четырьмя базовыми видами домкратов: гидравлическими, пневматическими, винтовыми и реечными. Почему базовыми - потому что практически каждый вид предполагает несколько разновидностей.

Общепринятые характеристики домкратов:
Грузоподъемность - характеризует максимально возможный вес поднимаемого груза.
Высота подхвата - минимальное расстояние между опорной поверхностью (землей, полом) и подхватом (опорной точкой домкрата) в нижнем рабочем положении, соответственно - нижней кромкой груза. В автомобильном разрезе это клиренс.
Высота подъема - максимальное расстояние от опорной поверхности до подхвата в верхнем рабочем положении.
Рабочий ход - расстояние между нижним и верхним рабочим положением подхвата.
Собственный вес - вес домкрата в рабочем состоянии.
Для некоторых видов домкратов актуальна так же характеристика передаточного числа - например соотношение площади плунжера гидравлического насоса с площадью подъемного плунжера в гидравлических домкратах. От него зависит усилие на рукоятке домкрата с ручной подкачкой или мощность двигателя электрического насоса.

Вооружившись этими знаниями, можно пристально рассмотреть все доступные типы домкратов.
Итак, приступим.

Гидравлический домкрат.
Как следует из названия, принцип действия таких домкратов использует жидкость, а точнее - принцип сообщающихся сосудов. В качестве рабочей жидкости обычно используют гидравлическое масло. Смотрим на схему:



На иллюстрации - типичная конструкция так называемого бутылочного гидравлического домкрата. Качая насос вручную или с помощью электричества, пользователь заполняет маслом нижнюю часть цилиндра и поднимает поршень вверх. Характерная и необходимая деталь такого домкрата - перепускной клапан, состоящий, в свою очередь, из всасывающего и нагнетательного клапанов. Именно они позволяют создавать и поддерживать давление в рабочем цилиндре. Всасывающий расположен на патрубке резервуара и препятствует возврату жидкости в резервуар при опускании плунжера насоса. Нагнетательный, соответственно - на патрубке цилиндра, он не дает гидравлической жидкости покинуть цилиндр при подъеме насосного плунжера. Открывая клапан с помощью винта можно сбросить давление и опустить груз на землю. Собственно - надежная и проверенная временем конструкция.
Достоинства.
Важная особенность гидравлики - несжимаемый рабочий материал, то есть жидкость. Отсюда - плавность подъема и опускания, фиксация груза на необходимой высоте и точность торможения. Кроме этого, гидравлические домкраты обладают высоким, до 80%, КПД и значительной, до 100 и более тонн, грузоподъемностью при относительно малом усилии на плунжере насоса.
Недостатки.
Как это обычно бывает, недостатки проистекают из достоинств. Гидравлические домкраты относительно медлительны - один рабочий цикл насоса соответствует небольшой высоте подъема. Еще один недостаток - сложность хранения и транспортировки. Вертикальный гидравлический домкрат можно хранить и перевозить только в вертикальном положении иначе рабочая жидкость может покинуть отведенный ей объем и произвольно растечься по окружающей действительности.

Существуют несколько видов гидравлических домкратов. Перечислю их автомобильные разновидности.
Бутылочный или вертикальный гидравлический домкрат. Его конструкция показана на схеме и, вероятно, является наиболее простой.



Сфера применения таких домкратов достаточно широка в силу большого диапазона поднимаемых весов - от 2-х до 100 тонн. Особенно широко применяют "бутылки" в грузовом автотранспорте. Помимо основных достоинств гидравлического домкрата, вертикальный обладает еще несколькими - это компактность, универсальность применения и большая площадь опоры. Из недостатков - уже упомянутое требование по хранению и транспортировке.

Подкатной домкрат.
В основе такого домкрата лежит тот же принцип, что и у бутылочного с тем лишь отличием, что ось цилиндра находится не в вертикальной оси, а поршень не совмещен напрямую с подхватом и приводит в действие подъемный рычаг.


Подкатным такой домкрат назван потому, что представляет собой тележку на колесах и способен катится по ровной поверхности. При подъеме рычага и подхвата, домкрат смещается или "подкатывается" под груз, в нашем случае - под автомобиль. Отсюда и название. В движение такой домкрат приводится тем же качанием рычага, что и бутылочный, опускается так же - поворотом клапанного винта. Если присмотреться к рукоятке на иллюстрации, можно увидеть перегородку в торце трубки. При необходимости опустить автомобиль или другой груз вниз, трубчатую рукоятку насаживают на клапанный винт, а перегородка входит в паз этого винта - что-то вроде отвертки наоборот. Вращая вокруг своей оси рукоятку, пользователь соответственно вращает и винт, сбрасывая давление в рабочем цилиндре и опуская груз на необходимую высоту.
Чаще всего подкатные домкраты можно встретить на станциях шиномонтажа - они идеально подходят для подъема одной стороны автомобиля, достаточно быстры в работе и установке. Недостатки у такой конструкции проистекают из самого названия - для работы подкатному домкрату необходима ровная твердая поверхность, асфальт или бетон. Кроме этого - значительный размер и масса, возить такой агрегат в автомобиле не очень удобно. Так что самое им место - шиномонтаж и СТО.

Кран манипулятор в аренду - www.megakran.ru

Есть еще один тип подкатных домкратов - трансмиссионный.


Подхват такого домкрата оснащен специальной поворотной рамой. Тут во всей красе показывает себя точность и плавность хода гидравлических домкратов. Монтируемая либо демонтируемая коробка передач автомобиля может быть точно зафиксирована в вертикальной и в горизонтальной плоскости в необходимом положении.

Пневматический домкрат.
В отличие от гидравлики, пневматический домкрат в качестве рабочего тела использует воздух.



Конструктивно, пневматика это либо те же насос и поршень в цилиндре, либо пневматическая подушка. В автомобильном деле такие домкраты используются мало в силу особенностей рабочего тела - воздух способен сжиматься и его труднее, чем жидкость, удержать в закрытом объеме. С другой стороны, пневматический домкрат в виде пневмоподушки способен добраться до труднодоступных мест при малом расстоянии между опорой и грузом и при этом имеет большую площадь подхвата. Чаще всего такие домкраты используют для аварийных и спасательных работ.



Перейдем к механическим домкратам.

Винтовые домкраты.
Принцип действия таких подъемных устройств известен человечеству еще со времен Архимеда. В частности с помощью архимедова винта поднимали воду. Винтовой домкрат использует тот же принцип - на винте шарнирно закреплено плечо подхвата, при вращении винта плечо перемещается по нему вверх или вниз, в зависимости от направления вращения. Различают вертикальные и горизонтальные (ромбовые) винтовые домкраты. Вертикальный домкрат знаком нам как часть штатного ремонтного набора автомобиля ВАЗ - Г-образная штанга с ручкой сверху. Подхват такого домкрата был закреплен шарнирно и вставлялся в специальный паз в днище Жигулей. Несущими частями такого домкрата являются корпус и винт. В целом охарактеризовать такую конструкцию довольно сложно, тем более в прошлые годы ему практически не было альтернативы. Огромным минусом, безусловно, была необходимость крепления такого домкрата исключительно в предназначенном для этого месте. Место же это имело свойство забиваться грязью и всячески деформироваться. Поднять этим домкратом что либо отличное от классики автопрома или ту же классику, но в непредусмотренном конструкторами месте нельзя, так что вертикальный винтовой домкрат как то выпал из рынка устройств для подъема автомобилей.
Совсем другое дело - ромбовый винтовой домкрат.



Именно такими домкратами комплектуются практически все современные автомобили. Действует он до смешного просто - фактически это струбцина, сжимающая два шарнирно закрепленных плеча. Излом и соответствующее противоположное движение пары плеч относительно друг друга и является собственно полезным действием домкрата.



Компактность, малый собственный вес, простота в работе и не в последнюю очередь, дешевизна определили место таких домкратов в багажниках легковых автомашин. Более того, многие модели имеют специальный профиль ниши запасного колеса для укладки и фиксации там ромбового домкрата. Еще одно достоинство такой конструкции - малая высота подхвата, то есть машина с низким клиренсом и пробитым колесом может быть поднята таким домкратом без особых проблем. Есть и недостатки. Первый и главный - наличие трущихся силовых сочленений. Поясню - шарнир, передвигающийся по винту, его резьба и резьба самого винта подвергаются значительным механическим нагрузкам. Степень подгонки пары шарнир-винт должна быть очень точной во избежание перекосов и заклинивания, что, в свою очередь, делает эту пару крайне чувствительной к посторонним частицам и предметам, а так же к наличию смазки. Второй недостаток - малый поднимаемый вес. Штатный домкрат чаще всего предназначен для поднятия груза весом до полутора тонн, весом больше этого можно сорвать резьбу винта или шарнира. Если добавить сюда низкий (30-40%) КПД и значительное усилие на рукоятке, то станет понятно - большому весу ромбовый домкрат не товарищ. Еще один неприятный момент - низкая устойчивость такого домкрата. Для его использования категорически необходимы колесные упоры, а сам автомобиль должен стоять на максимально горизонтальной поверхности. Кроме того, сама поверхность должна быть очень твердой иначе при малейшем перекосе установки домкрат сам себя укладывает набок, продавливая то, на чем он стоит гранями опоры.
В целом ромбовые домкраты прочно заняли свое место в багажниках автомобилей. Возможно, это наиболее подходящий вариант подъемного устройства для мелкого ремонта и замены колеса на прямо на дороге.

Следующий тип домкратов - реечные.
В основе такого устройства - вертикальная рейка с зубцами или, как показано на иллюстрации - отверстиями.


Подхват реечного домкрата перемещается в вертикальной плоскости либо с помощью качающегося рычага, либо вращающейся зубчатой шестерни - тогда вместо рычага у домкрата ручка вращения.
Реечные домкраты нашли свое применение главным образом в грузовом автотранспорте. Причин этому несколько - в первую очередь большая грузоподъемность и рабочий ход. Не последнее место занимает и высокий КПД устройства, достигающий 85%. Однако конструкция реечного домкрата несет и ряд недостатков, наиболее значимым из которых является размер домкрата - в багажнике легковой машины ему будет явно тесно.

Итак, мы рассмотрели основные виды домкратов, их плюсы и минусы. Перейдем теперь от теории к практике. Как выбрать домкрат и как им пользоваться? Вот ответы на часто задаваемые вопросы.

В: Какой домкрат выбрать в качестве перевозимого с собой?
О: Для начала стоит заглянуть в багажник и нишу запасного колеса - домкрат там скорее всего уже есть и его должно хватить на все возможные виды дорожного ремонта. Если нет или вышел из строя - тут стоит прикинуть свои возможности и потребности. Заглянем под днище своего ландо - там наверняка есть специальные площадки для упора домкрата. Если площадка ровная - подойдет любой подхват, если экзотика - спрашивайте домкрат именно для вашего автомобиля, просто в днище его упирать нельзя. Вероятно, стоит посоветовать в качестве возимого с собой ромбовый домкрат либо его разновидность с удлиненным плечом. В сложенном состоянии он достаточно компактен и прост в эксплуатации. Поинтересуйтесь у продавца грузоподъемностью домкрата - не факт что полуторотонником нельзя поднять две тонны, но рисковать в таком деле не стоит и лучше подобрать домкрат именно для вашего авто.

В: Я ремонтирую машину самостоятельно в гараже - что выбрать?
О: Гидравлику, причем бутылочную. Вертикальный бутылочный домкрат идеально подходит для гаражного использования в силу достаточно широкой сферы применения. Подкатной домкрат при наличии в гараже смотровой ямы не так просто использовать. Так что бутылочный домкрат на 2-3 тонны закроет практически все потребности.

В: Что кроме домкрата стоит возить с собой?
О: Если говорить о замене колеса в походных условиях, то вот минимальный набор: Домкрат, ручка домкрата (у ромбовых она часто лежит отдельно), баллонный ключ вашего размера, складной колесный упор (т.н. башмак). Все перечисленное должно быть достаточно надежным, особенно это касается баллонного ключа. В частности порошковый (с серебристо-белой матовой поверхностью) силуминовый ключ, часто идущий в ремкомплекте, лучше сразу заменить стальным с длинной либо телескопической рукояткой. По закону подлости колёса никогда не спускает рядом с шиномонтажной станцией, за исключением злого умысла работников этой станции - нет ничего хуже, чем сломать баллонный ключ на безлюдной трассе поздней ночью. Еще одна вещь, которую стоит иметь в багажнике - банка WD-40. Эта волшебная жидкость имеет огромное количество полезных свойств, одним из которых, применительно к рассматриваемой ситуации является способность "отпускать" самые закоревшие и ржавые соединения. Снять колесо после зимы в некоторых моделях автомобилей просто невозможно без кувалды (и то не всегда) либо без приметной желто-синей баночки. Есть еще такая штука, как ремонт проколотого колеса "шнурком" - для автомобильного туризма и поездок на большие расстояния может пригодится. Комплект состоит из резиновой "пробки", специального шила и клея - в принципе его несложно найти в специализированной торговле.

В заключение хотелось бы пожелать читателю как можно меньше пользоваться тем, о чем мы только что говорили. Машина это все же средство передвижения.
Удачных Вам покупок!

Текст: OTK.BY
Иллюстрации: OTK.BY
Фото: официальная страница производителя “Torin Jacks” США,
www.torinjacks.com
© www.otk.by