Поездка на завод SALMO

Я глубоко убежден, что на успех в рыбалке в немалой степени влияют и субъективные факторы, такие, например, как внутренняя вера в снасть и приманку. Вот так часто бывает — привязываешься к какому-либо имени и начинаешь искать его глазами на витринах рыболовных магазинов. Волею случая, моя осмысленная жизнь в рыбалке началась с марки Salmo. Именно так называлась первая "настоящая" безынерционная катушка, при помощи которой я познал спиннинг, под этой маркой я использовал леску и искусственные приманки. Честно говоря, сначала чувствовал себя "белой вороной" на фоне товарищей, хваставшихся "шиманами" и "дайвами". Но со временем имя Salmo так широко распространилось и укрепилось в среде белорусских рыболовов, что данными снастями ловят уже многие наши соотечественники. И сейчас никто уже не удивляется, что фирма вовсе не из Западной Европы или США, а из прибалтийской Латвии производит товар высокого качества.
История Salmo уходит своими корнями в еще недалекое советское прошлое. Через полгода, 20 января 2008 года, как раз исполнится 20 лет с того времени, когда с таким названием был создан кооператив (помните, тогда, в середине 80-х, появилось это новое в Советском Союзе слово). Отрадно, что кооператив этот начал специализироваться на производстве рыболовных приманок. Первым детищем стали вращающиеся блесны. Вертушки под маркой Salmo Lucky John сделались настоящей альтернативой пресловутому Mepps�у. На них успешно ловили во многих странах, как мы теперь говорим, ближнего зарубежья. До сих пор где-нибудь в белорусской райцентре Глубокое, в самом что ни на есть спиннинговом крае, с уважением отзываются о вертушках Salmo Lucky John, и… продолжают на них ловить. Второе имя приманок обязано своим появлением Янису Стикутсу — основателю кооператива и компании (Янис, Ян — в английской интерпретации Джон). Думаю, многим его имя тоже хорошо знакомо. Я сам в детстве зачитывался произведениями этого автора, особенно публикациями в журнале "Рыболов" и альманахе "Рыболов-спортсмен". Янис Стикутс — без сомнения самый известный латвийский рыболов. Он давно уже отошел от бизнеса в рамках компании Salmo и возглавляет Федерацию рыболовного спорта Латвии.
Так что по производственным делам нам предстояло побеседовать с одним из нынешних руководителей Salmo — Гундарсом Курземниексом (начинавшим когда-то, как и Стикутс, тоже со сборки блесен). Да-да, именно побеседовать, так как в прошлым летом по инициативе и при поддержке директора "Салмо Белфишинг" Андрея Стогначева, мне довелось побывать в Риге, в самом лоно компании Salmo. Я и Алексей Воличенко — известный белорусский рыболов-спортсмен, лидер рейтинга поплавочников, были радушно встречены на латвийской земле. Вопросов у нас накопилось много, поэтому с них и начали.
Прежде всего, интересовала судьба знаменитых вращающихся блесен. Со времени создания Salmo они претерпели некоторые изменения. Естественно, в лучшую сторону. Сейчас усовершенствовался процесс гальванического покрытия блесен. Производится он в Финляндии и только золотом и серебром, без всяких заменителей. Формы лепестков остаются классическими — "аглия", "комет" и "лонг". Зачем изобретать велосипед, если и классика ловит неплохо. А в прошлом году, с апреля по январь, вращающихся блесен было выпущено 780 тысяч.
Следующими после вертушек увидели свет воблеры Lucky John. Ассортимент их был очень широк и приманки производились для таких крупных и известных компаний, как "Balzer", "Zebco", "Shakespeare". До сих пор среди Lucky John есть приманки, альтернативы которым вы больше нигде не найдете. Например, это "приманка № 1 в Прибалтике" джерк-бейт Rolling Minnow. Ее популярность в регионе руководство Salmo объясняет подходящими условиями ловли — обилием мелких озер, на которых и показывает свои лучшие качества эта приманка. К слову сказать, сейчас без Rolling Minnow на любимые мной водоемы — торфяные карьеры — я вообще не выезжаю. Подделки данных воблеров можно не опасаться — из такого материала (дерева) и в таком высоком качестве они исключены. Компания-производитель прошла большой путь по созданию формы и специальной технологии покраски этих приманок.
Вслед за спиннинговыми приманками из Salmo начали выходить другие рыболовные товары. В 1994 году увидела свет первая катушка Diamond Pro, произведенная в Корее. Кстати, именно она стала той первой катушкой, которую я поставил на свой, опять же, первый спиннинг. Верой и правдой она мне служила до последнего времени. Теперь на смену ей пришли снасти в серии Grand. Несмотря на то, что Salmo называют и считают по-настоящему народной маркой, компания предлагает и элитные вещи самой высокой пробы. И если раньше приоритетом в производстве были именно приманки, то сейчас Salmo предлагает более широкий спектр рыболовных товаров. Кроме общеизвестных и популярных катушек и удилищ, это леска, крючки, также относительно новые, но передовые направления — одежда Norfin, лодки Outland, палатки и туристическое снаряжение Holiday, различные полезные аксессуары и многое-многое другое.
С палатками, кстати, была такая история. Три года назад, когда компания работала над новой программой по туризму, на поляне у офиса выставили десяток палаток Holiday и палатки конкурентов. Как раз в то время пошел проливной дождь и лил он в течение почти полутора суток. И что вы думаете? Из палаток, выпускаемых Salmo, промокла только одна, а из других сухими остались всего три. Причина — в проклеенных швах и материале изготовления продукции Holiday. Цель компании в туристическом направлении, как и во всех остальных, — сделать доступным для широкого круга потребителей хорошее качество товаров.
И это не обязательно должно быть что-то кардинально новое. Salmo — в некотором роде консерватор, со временем дорабатывающая все нюансы и недочеты продукции. Также большие требования выдвигаются к производству. На сегодняшний день по многим товарным направлениям оно поручено самым авторитетным заводам, которые делают продукцию для очень известных в мире фирм.
Часть товаров по-прежнему производится в Латвии, и следующий пункт нашей программы — экскурсия по производству.



Огромные склады с продукцией и уютные помещения, где рождаются вертушки, балансиры, некоторые эксклюзивные воблеры, разматывается леска и упаковываются крючки Cobra (3 миллиона пачек в год!) — вот что предстало перед нашими глазами.



Объемы и масштаб, конечно, впечатляют!







Вот ящики с отчеканенными золотыми лепестками блесен, вот развешенные для покраски балансиры, а это агрегат для испытания приманок на прочность. Появился он после того, как были случаи, когда воблеры лопались после ловли на большой глубине. Теперь этого не случится…
А в это время как раз над нами, на втором этаже одного из корпусов офисного здания компании, идут горячие дебаты по обсуждению ассортимента. Наша поездка в Ригу была приурочена к очередному собранию директоров региональных представительств Salmo (это вся Прибалтика, Россия, Украина и, конечно же, Беларусь). За круглым столом решается, что пойдет в производство, а что "не вписывается" в товарную политику компании. К слову, на июньском собрании было рассмотрено порядка 180 наименований только одних спиннингов (это не намного меньше, чем вообще есть в каталоге), из которых только десятка три получили добро на производство. Только методом жестокого отбора можно сохранять качество и создавать интересный ассортимент. Также некоторые ходовые позиции, которые были хороши в торговле, "получили отбой" по причине неудовлетворительного, с точки зрения производителя, качества. Покупателю ведь, порой, незаметно то, что видят и знают производители.



Один из методов отбора — самый что ни на есть прикладной — тестирование. Если катушки, например, можно испытать в специальном сервисном центре (кстати, именно сюда приносят на обмен и ремонт приобретенный товар Salmo), то спиннинг лучше попробовать в деле именно на рыбалке. Заходим с Гундарсом Курземниексом в специальную комнату, где на стендах стоят спиннинги. "Вот на этот я, пожалуй, буду рыбачить завтра", — комментирует один из руководителей компании.



Кстати, Гундарс хорошо ловит не только спиннингом, но и опытный спортсмен-нахлыстовик. Ну что ж, порыбачим и мы.
Следующий пункт нашей насыщенной программы — рыбалка! И вот уже автомобиль Гунтарса Вайшли, председателя правления российского, украинского и белорусского представительств Salmo, подвозит нас к загородному дому Гундарса, расположенному недалеко от Юрмалы. Балтийское море всего в нескольких километрах отсюда, но что нам море, если совсем рядом настоящее латвийское озеро! Первым делом — в лодку и на просторы водоема. "Поймаем по щуке", — предложил Алексей. "А почему бы и нет!", — согласился я. Само озеро достаточно мелкое и было бы очень похожим на многие наши подобные озера, если бы не многочисленные валуны. Принесенные и "потерянные" ледником, они тут и там разбросаны по дну водоема. Очень непривычно. Берем в руки снасти Salmo (а какие же еще, других в лодке просто нет!) — и вперед, полоскать просторы неизвестного латвийского озера. Буквально через несколько забросов Леша уже тащит щучку, провозглашая лозунг Salmo: "Fishing for pleasure!", то есть "Рыбалка в удовольствие!".



Что ж, в этом он прав. А соблазнилась полосатая "латышка" вертушкой Lucky John. Я открываю несколько любезно предоставленных нам коробок с приманками и почти во всех вижу джерк-бейты — воблеры для рывковой проводки.



Они как нельзя лучше подходят для данных условий ловли и, видимо, под прибалтийский темперамент — используют их и у нас, но не в таких количествах. Нужно будет взять на вооружение данный факт. В общем, моя щука также не заставила себя ждать и вскоре воблер Salmo Slider приносит мне такой ценный и символичный трофей. Причем пойман он был на безымянные снасти — катушка и спиннинг были те самые опытные, экспериментальные образцы. Вот пример того, как рыболовная практика сочетается с производством.
В общем, второй день нашего пребывания на латвийской земле прошел также интересно и плодотворно. А завершился он под дружеское общение и горячее обсуждение предстоящих планов на будущее с представителями региональных представительств и руководством компании. Да, рыбалка сближает людей очень быстро. Леша, как заядлый рыболов-спортсмен, старался направить разговор на спортивная тематику. Честно говоря, и меня взбудоражили "трофеи", выставленные в фирменном магазине Salmo.



Это добытые спортсменами латвийской команды Salmo кубки самых разных мастей. Особенно запомнилась большая ваза с Чемпионата мира по мормышке, прошедшего в этом году в Польше, где латыши вновь стали чемпионами мира. Да, есть чему позавидовать и к чему стремиться. "Путь компании такой, чтобы рыболовы выросли с нашим именем и верили в него", — вспоминаются слова Гундарса Курземниекса. Именно это я и испытываю на себе. А после поездки в Ригу подобные чувства еще более укрепились. Да, вера в имя многое значит. И хотя лососей, то есть "салмо", я пока не ловил, но все еще впереди…

Фото автора